Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. 

ДОМ

Я хочу построить дом,                                                                        
Руки над головой "домиком"
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко"
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх

Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс" мизинец отсоеденить от других пальцев.

Чтоб на травке жил жучок,

«Бегаем» пальчиками по ладони второй руки

Бегал быстрый  паучок.

Поменяв руки, «бегаем» по второй руке до локтя вверх - вниз

Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены
Дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх

Чтоб флажок на доме был, (показываем « флюгер» одной рукой)                 

 А за домом ежик жил. (руки -  в « замок, пальцы –вверх).

 

ЗАГАДКА
Как дерево высокий,
Встать на носочки, поднять руки вверх
Как бегемот широкий,
Опустившись на всю ступню, руки развести в стороны
Маленький как мышка,
Присесть, сжавшись в комочек
Тоненький как книжка.
Встаём на ноги, ладони прижимаем друг к другу.

 

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты
Домами,
Руки сложены над головой крышей
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.

 

КРОЛИК

Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки
Розовым носом,
Указательными пальцем дотронуться до носа
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени)

Чистит он шёрстку себе
"Чистим шёрстку"
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим "ушами"
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.

 

ГВОЗДИ

Бом, бом, бом,

По гвоздям «гвозди»-рука с разведенными пальцами локтем опирается о колено или стол

Бьем молотком «молоток»-кулак другой руки

Гвозди не вбиваются, «молоток» стучит поочередно по каждому «гвоздю»

Только загибаютсяпальцы-«гвозди» согнуты в кулак

Значит клещи надо взять, «клещи» - большой и указательный пальцы смыкаются кончиками в кольцо

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул , тянул, поочередно тянем « клещами» согнутые « гвозди», выпрямляя их.

И все гвозди разогнул.

 

МЫШКА

Маленькая мышка

По городу бежит, пальцы обеих рук «бегут» по столу

Глядит во все окошки складываем ладошки «окошком» и заглядываем в него.

И пальчиком грозит. Грозим пальчиком

« А кто не лег в кроватку, ладошки под правую щеку- «спим».

А кто не хочет спать? ладошки под левой щекой

Такого непослушного я буду щекотать!» взрослый щекочет то одну ладошку ребенка , то другую.

 

В ГНЕЗДЕ

В гнезде спит ночью птичка. Кулак правой руки лежит на ладони левой.

Лисичка спит в норе. Руки переворачиваются, левая рука сжимает правый кулачок.

Жучок спит под листочком. Левая ладошка выпрямляется над правым кулачком, как « листочек»

Собачка - в конуре. Руки сложены « домиком» над головой, шея вытянута.

 

МОИ ВЕЩИ

Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)
Пусть дождь барабанит - останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой"
Могу вам картиночки в ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
Его я бросаю над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки/ладонь партнёра по игре.

А вот мой котёнок, я глажу его,
Мурлычет он так для меня одного.

Поочерёдно гладим одну руку другой. 

 

"Веер"

"Солнце светить очень ярко, и ребятам стало жарко, достаем красивый веер, пусть прохладою повеит"

(Руки согнуть в локтях, поднимать вверх, вниз, как веер)

 

"Качели"

"Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись"

(Качать руками вверх и вниз)

 

"Семья"

Этот пальчик –  дедушка,
Этот пальчик -  бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
(загибать пальчики по тексту, на последнюю строчку, сжимать и разжимать кулачки)

 

"Пальчик хочет спать"

"Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише пальчик, не шуми, братиков не разбуди…
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора".
(загибыть пальчики по тексту)
 

«Утенок»

"Ты утенок не пищи, лучше маму поищи"

(Руки сложить в "замок", ритмично тексту поднимать пальцы вверх и опять сжимать в "замок")

 

«Очки»

"Что стряслось у тети Вали, у нее очки пропали. Нет очков у тети Вали, очевидно их украли"

(Соединив большой палец с остальными пальцами на каждой кисти, сделать два кружочка и поднести их к глазам)

 

«Очки»
«Бабушка очки надела и внучонка разглядела»

(Соединив большой палец с остальными пальцами на каждой кисти, сделать два кружочка и поднести их к глазам)

 

«Стул»
«Стульчик ты из рук сложи и ребятам покажи»

(Одна рука сложена в кулак, вторая пямая ладонь, приложена, как спинка у стула. Поочереди менять положение рук)

 

«Стол»
«Столик ты из рук сложи, и ребятам покажи»

(Одна рука сложена в кулак, вторая прямая ладонь, приложена, как ровный стол. Поочереди менять руки.)

 

«Пароход»
«Пароход плывет по речке и пыхтит он будто печка: пых-пых-пых-пых»

 (Приложить ладошку к ладошке, большие пальцы поднять вверх. Пароходики могут не только плавать по столу, но и встречаться и знакомиться)

 

«Салатик»
- Ножи точим, точим (двигаем вперед-назад ребрами ладоней по столу)
- Мы капусту рубим, рубим (стучим ребрами ладоней по столу)
- Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой)
- Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салатик)
- Мы салатик жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)
- Ложечкой в чашечке помешали и в ротик «Ам»

(поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту)

 

«Цветы»
Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком).
- Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладоней)
- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру)
- Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону)
- Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу)
- Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)

 

«Повстречались»
- Повстречались два котенка: "Мяу-мяу" (постучать мизинчиками друг о дружку и соединить кончики пальцев)
- Повстречались два щенка: "Ав-ав" (тоже безымянными пальчиками)
- Повстречались два жеребенка: "И-го-го" (тоже средними пальчиками)
- Повстречались два тигренка: "Р-р-р" (тоже указательными пальчиками)
- Повстречались два теленка: "Му-у!" (тоже большими пальцами)
- Покажи, какие у них рога. (указательные пальцы приложить к голове и изобразить рога)

 

«Пальчики»
- Кулачки мы вместе сложим, (делаем кулачки и соединяем друг с другом средними фалангами)
- Нашим пальчикам поможем, 
- Разогнуться, распрямиться, (разгибаем пальчики, одновременно поворачиваем ладонями вверх, показываем ладошки)
- Пальчик к пальчику прижмем, (соединяем пальчики, как в игре «Повстречались»)
- Снова в кулачки сожмем.
- Разгибаем, распрямляем, 
- Снова в кулачки сжимаем.
- Раз, два, три, четыре, пять, 
(разгибаем пальчики и снова сжимаем в кулачки на каждый счет)
- Пальцы вышли погулять. (приподнять руки, показать пальчики, можно поиграть ими в воздухе, как в игре «Цветы», как будто они зашевелись на ветру)
- Ку-к, в домик спрятались опять. (спрятать руки за спиной)

 

«Мишка»
- Как на горке (показать руками жест – горку) 

- Снег, снег («постукивающие» движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку)
- И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся в стороны по прямой)
- А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя)
- Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту)

«Семья»
Сложить пальчики одной руки в кулачок и разгибать с помощью другой руки поочередно, начиная с большого пальца. Хорошо сыграть в игру два раза, с правой и левой рукой.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вот моя семья!

 

«Большой пальчик»
Сжимаем руку в кулачек и поднимаем большой палец, приговаривая:
Этот пальчик самый главный.
Он на ручке для того,
Если спросят: «Как дела?»
Громко ты ответишь: «Во!»

 

«Братья-пальчики»
Сложить пальчики в кулачки, указательным и большим пальцем одной руки «будим» пальчики другой руки, начиная с большого пальца, нужный пальчик разгибаем. Хорошо сыграть в игру два раза и «разбудить» пальчики обеих рук.
Спят в избушке пятеро братьев.
Вставай Большак,
Вставай Указка,
Вставай Середка,
Вставай Сиротка,
И ты крошка Митрошка.
Привет, ладошка!

 

«Утро» или «Привет, ладошка!»  (еще один вариант игры в «Братьев-пальчиков»)
- Утро настало, солнышко встало.

 (скрестить ладони, одна ладонь лежит на ладони или тыльной стороне другой, прямые пальцы образуют лучики солнца)
Сложить пальчики в кулачки, указательным пальцем одной руки «будим» пальчики другой руки, начиная с большого пальца, нужный пальчик разгибаем. Можно усложнить игру, чтобы пальцы одной руки будили друг друга. Большой пальчик будет будить указательный, стуча по нему, указательный средний и т.д.
- Эй, братец Федя, разбуди соседей.
- Вставай, Большай,
- Вставай, Указка,
- Вставай, Середка,
- Вставай, Сиротка,
- И крошка Митрошка.
- Привет, ладошка!
- Все потянулись и проснулись
.
Поднять руки вверх, вытянуть пальчики и поиграть ими в воздухе. Можно похлопать в ладоши.

 

«Замок»
Скрепляем кисти рук - пальчик через пальчик, и получается замок.
- На двери весит замок, кто его открыть бы мог?
- Потянули-потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы)
- Покрутили-покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы)
- Постучали-постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы)
- Оп, замочек и открылся. (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны)

«Топ-топ»
Большие ноги шли по дороге, (стучим ладошками по столу изображая шаги)
- Топ-топ, топ-топ.
- А маленькие ножки бежали по дорожке,

 (стучим всеми 10 пальчиками по поверхности стола, изображая топот множества меленьких ног)
- Топ-топ-топ-топ.

 

«Улитка»
Рисуем указательным пальцем одной руки спираль по ладошке другой руки, от середины ладошки до основания пальцев.
- Улитка, улитка, улитка ползет,
- Улитка подарки для деток везет.

 

«Котенок»

- У нашего котенка мягкие лапки, (делаем поглаживающие движения ладонями)
- Но на каждой лапке коготки-царапки! (сгибаем пальчики и показываем, как котенок выпускает коготки, то немного сжимая, то разжимая кулачек)

 

«Котята»
- Все котята мыли лапки: (трем ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки)
- Вот так! Вот так!
- Мыли ушки, мыли брюшки: (трем ушки и животик)
- Вот так! Вот так!
- А потом они устали:
- Вот так! Вот так!
- Сладко-сладко засыпали:
 (сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)
- Вот так! Вот так!

 

«Скворечник»
Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.
- Из скворечника торчат клювы (показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными)

Маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)
- Клювик раз (показываем клюв одной рукой),

 - Клювик два (показываем клюв другой рукой)
Лапка, лапка (кладем поочередно руки на стол растопырив пальчики), голова (делаем «замок»).
Ку-к, и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).

 

«Еж»
- Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)

- На пригорке (показать руками жест – горку)
- Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)

- Устроил норку (сложить кулачки, руки согнуть в локтях, покрутить кулачками вокруг друг-друга)
- А под листьями шуршат пять (показать пять пальчиков)

 - Малюсеньких (сложить ладошки лодочкой)

 - Ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

 

 

«Про ежей»
«Говори ежонку еж: Здравствуй, здравствуй, как живешь?»
(соединяем мизинец с большим пальцем и делаем постукивающие движения)

«Птичка и еж»
- Птичка водичку ключиком пьет, (указательные пальчики – клювики, постучать ими по краю стола)
- Ёжик без ножек на животе ползет. (ладошки скользят по столу)
- Вдруг у ёжика выросли ножки,
- И побежал он по дорожке. (пальчики-ножки, постукивая ими по столу показать как ножки бегают)

 

«Апельсин»
- Мы делили апельсин, (соединяем руки в замок)
- Много нас, а он один. (разводим руки – показываем как много, затем пальчик – один)
- Эта долька для ежа, (сжимаем руку в кулачок, разгибаем мизинец)
- Эта долька для чижа, (разгибаем безымянный палец)
- Эта долька для утят, (разгибаем средний палец)
- Эта долька для котят. (разгибаем указательный палец)
- Эта долька для бобра, (разгибаем большой палец)
- А для волка кожура… (соединяем ладони у запястья, чуть согнутые пальцв образуют полукруг, похожий на кожуру)
- Волк сердит на нас. Беда! (Руки в том же положении, развернуть ладони параллельно полу, согнутые пальцы одной руки постукивают о пальцы другой руки, как волчьи зубы.)
- Разбегайтесь кто куда! Ку-к и спрятались. (руки разводятся в стороны, пальчики, как ножки стучат по столу, потом руки прячутся за спину)

 

«Про грибы» (пальчиковая игра – считалочка)
- Шла ворона через поле (с помощью указательного и среднего пальца показать, как идут ножки)
- Шесть грибов несла в подоле (показать 5 пальчиков и еще 1)
Сыроежку, боровик, подосиновик, груздь, опенок, шампиньон (загибать по очереди по одному пальчику)
- Кто не видел – выйди вон. (сначала закрыть ладошками лицо, потом показать указательным пальцем на дверь)

 

«Пять малышей»
- Один малыш качается в саду, (показать указательный палец, затем опустить его параллельно полу и изобразить им покачивающие движения вправо-влево)
- Два малыша купаются в пруду, (показать два пальца, движение руками в стороны как при плавании брасом)
- Три малыша ползут к дверям в квартире, (показать три пальца, ладошки скользят по столу)
- А в эту дверь стучат еще четыре. («стучим в дверь» кулачком в воздухе, показываем четыре пальца)
- С пятью другими тоже все в порядке: (показать ладошку пальцами вверх, все пальчики прямые, растопыренные в стороны)
- Им весело, они играют в прятки. (закрыть ладошками глаза)
- Где притаились, ясно и ежу, (сложить руками замок, растопырить пальчики – иголки)
- Но я глаза зажмурю и вожу: (закрыть одной ладошкой глаза)
- Один, два, три, четыре, пять (вторую ладошку сжать в кулачек и по счету поднимать по одному пальчику)
- Ну, берегитесь: я иду искать! (погрозить указательным пальцем, развести руки в стороны и изобразить будто кого-то ловим)

 

«На поляне дом стоит»
- На поляне дом стоит, (делаем руками над головой домик – соединив пальцы и разведя локти рук в разные стороны)
- На двери замок весит, (делаем замок - скрепляем кисти рук пальчик через пальчик)
- А за дверью стол стоит, (одну руку сживаем в кулачок и накрываем сверху открытой ладонью второй руки)
- А за домом частокол. (показать ладошки, пальчики прямые, растопыренные вверх и в стороны)
- Тук-тук, дверь открой, («стучим в дверь» кулачком в воздухе, делаем движение, похожее на открывание двери)
- Заходите, я не злой. (показываем движение ладошкой, когда кого-то зовут)

«У оленя дом большой»
- У оленя дом большой, (руки с растопыренными пальцами приложить к голове, изобразив рога, затем делаем руками над головой домик – соединив пальцы и разведя локти рук в разные стороны, и разводим руки в стороны – показываем какой большой дом)
- Он глядит в свое окно. (обе руки сгибаем под прямым углом в локте, держим предплечья и ладошки параллельно полу, одна руку держим на уровне груди, другую чуть выше головы, смотрим в получившееся «окно»)
- Зайка по лесу бежит (показать руками какие у зайки ушки, с помощью указательного и среднего пальца показать на столе, как бегут ножки или имитировать бег)
- В дверь к нему стучит:
- «Тук-тук дверь открой, («стучим в дверь» кулачком в воздухе, делаем движение, похожее на открывание двери)
- Там в лесу охотник злой» (указательным пальцем показываем в сторону, затем изображаем оружие: вытянув одну руку в перед, указательный палец выпрямляем, остальные пальцы сжимаем в кулак, приложить вторую руку, согнутую в локте, вытянутый вперед указательный палец согнутой руки прижимаем боком снизу к локтю прямой руки)
- «Поскорее забегай,
- Лапку мне давай» (показываем движение ладошкой, когда кого-то зовут, протягиваем ладонь, как для рукопожатия)

 

«Воздушный шар»

- Надувают пальцы шар, (складываем ладошки, дуем на них)
- Он становится большой. (пальчики сгибаем, ладошки принимают форму шара)
- Шарик лопнул, воздух вышел – (хлоп, складываем ладошки)
- Стал он тонкий и худой. (руки со сложенными ладошками поднимаем змейкой вверх, изображаем, как летит шарик, когда из него выходит воздух)